Казань гостеприимная

  

16324

 

  «Третья столица России» — именно так в далеком 2005 году назвал город Владимир Путин на праздновании 1000-летия Казани. В конце мая для сотрудников ГК «АПК Дон» состоялась туристическая поездка в столицу Республики Татарстан. Знакомство с Казанью, организованное Алексеевским Райкомом профсоюза работников АПК с участием профсоюзных комитетов ГК «АПК Дон», никого не оставило равнодушным и подарило массу новых впечатлений и положительных эмоций. Почти сутки в пути на комфортабельном автобусе, и мы в этом великолепном и одном из самых древних городов России. Сейчас Казань – многоликий, современный мегаполис, крупнейший культурный, научный, политический и спортивный центр.

«Я не знаю другого города на свете, где бы гостеприимство было более распространено и было бы при том явлением обычным, чем в Казани». Так писал о столице Татарстана в 19 веке Эдвард Турнерелли, английский путешественник, писатель, художник, приглашенный в 1837 году в Казань преподавать английский язык в местном университете. «Дивный град» пленял и удивлял заезжих гостей своими метаморфозами, которые встречались здесь на каждом шагу. Посмотреть в одну сторону – совершенно европейский город, а глянешь в другую – вместо христианских церквей с куполами и позолоченными крестами встают мусульманские мечети с узкими минаретами и полумесяцами.

Казань – поистине город контрастов, «место встречи и свидания двух миров», как писал А. Герцен. «И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы встретите их на каждом перекрестке; здесь они от беспрерывного действия друг на друга сжились, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру».
Казань издавна была торговым посредником между Востоком и Западом, и сегодня она играет все большую роль в политических, экономических и международных связях.
Казань или Казан в переводе с татарского означает «котел». Название исторически оправдано: как в большом котле бурлит здесь жизнь представителей более 101 национальности. Люди разной веры и разных народностей, пройдя различные этапы в своей истории, научились жить в мире и согласии. Казань и Татарстан – это яркий пример конфессионального и межнационального мира.

Современная Казань по историко-культурной ценности и сохранности наследия не уступает Москве и Санкт-Петербургу. Недаром ее считают третьей столицей России. Архитектурные и культурные памятники Казани представляют большую значимость для России, а такие шедевры казанской архитектуры, как падающая башня Сююмбике, старейшая постройка в Казани времен Ивана Грозного – Благовещенский собор, комплекс зданий Пушечного двора Петровского времени, Губернаторский дворец, главная мечеть Казани, Татарстана и всех татар в мире – мечеть Кул-Шариф, — имеют статус мирового достояния, являются объектом всемирного наследия. Под эгиду ЮНЕСКО взят Казанский Кремль, как единственная в мире татарская крепость в центре государственной власти, преемственно развивавшаяся в течение столетий и сохранившая основные черты своей первоначальной эпохи.

После завтрака наших туристов сразу ждала первая экскурсия по территории Казанского Кремля. Казанский Кремль – воистину жемчужина Татарстана. Первые постройки на территории Кремля появились в начале XI века, именно тогда на месте нынешнего Кремлевского холма поселились люди, начавшие возводить деревянную крепость – военный форпост. Город развивался, и каменная цитадель с мавзолеями, мечетями и ханским дворцом просуществовала до середины XVI века. В 1552 году город был полностью разрушен войсками Ивана Грозного. В этом же году началось строительство новой русской крепости на Волге, которую псковские мастера, под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя возводили из белого волжского известняка. Архитектурный облик Казанского Кремля формируют сегодня древняя крепостная стена с 8 башнями постройки XVI века, православный Благовещенский собор (XVI в.), падающая башня Сююмбике (начало XVIII в.), комплекс зданий Пушечного двора и Юнкерского училища (XIX в.), мечеть Кул Шариф (XXI в.) и другие.

belokamennyj-kreml-2

 

 

 

 

 

 

Спасская башня Казанского Кремля

           Особое внимание в ансамбле Казанского Кремля привлекает падающая башня Сююмбике. Выше Пизанской на 2 метра, она начала крениться сразу же после строительства. К 1930-му году угол падения достиг отметки 128 см, сейчас — 198 см. Если бы не реставрационные работы, она бы так и продолжала падать. Башня Сююмбике – это признанный архитектурный символ Казани, без нее невозможно представить столицу Татарстана, так же как Париж – без Эйфелевой башни, Лондон – без Тауэра, а Каир – без пирамид.  Ее изящный силуэт приковывает внимание, а легенды, связанные с ней, завораживают. Одна из них гласит: Иван Грозный, покорив Казань, решил покорить и казанскую красавицу-царицу Сююмбике. Но прекрасная Сююмбике, получив от русского царя предложение о женитьбе, поставила перед ним условие: построить за 7 дней башню, выше которой не было в городе. Башня в указанный срок была готова, и Сююмбике под предлогом прощания со своим народом поднялась на эту постройку и бросилась с нее. С тех пор башня кренится вниз…

сююмбике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Падающая башня Сююмбике

В Казанском Кремле, наряду с памятниками XVI-XIX вв., располагается и совершенно современная постройка – мечеть Кул Шариф, первый торжественный намаз в ней прозвучал 24 июня 2005 года. Эта мечеть носит имя Саида Кул Шарифа – имама мечети Аль-Кабир, существовавшей здесь во времена Казанского ханства и разрушенной войсками Ивана Грозного. Современная мечеть Кул Шариф – это дань уважения и памяти предкам. Она представляет собой своеобразный синтез архитектурного опыта и традиций, наиболее распространенных во всем исламском мире. Мечеть Кул Шариф строилась как главная мечеть всех татар планеты. Она является праздничной пятничной мечетью, поэтому намаз читается в ней не более одного раза в день. В основном мечеть посещают туристы, поток которых не иссякает ни в будни, ни в праздники. На цокольном этаже мечети расположен единственный в России музей исламской культуры,  где подробно можно узнать все об этой религии – ее истории, пророках, принципах, увидеть многочисленные экземпляры рукописного и типографского Корана и многое другое. Музей был основан в начале 2006 года для изучения истории и культуры ислама и мусульманского народа Поволжья, а также для научно-исследовательских целей и культурного просвещения населения.

мечеть2

 

 

 

 

 

 

 Внутреннее убранство мечети Кул Шариф

 

коран

 

 

 

 

 

 

Центральный экспонат музея ислама — интерактивный «Листающийся Коран»

Познакомившись со всеми достопримечательностями Казанского Кремля, наша группа отправилась в Национальный музей Республики Татарстан. Всего в Казани действует 34 государственных музея и несколько общественных и частных галерей. Крупнейшим и самым многопрофильным из них является Национальный музей Республики Татарстан, основанный в 1894 году. Экспозиция музея очень большая. Музей занимает два этажа и разделен на несколько залов. На сегодняшний день фонд музея насчитывает примерно 800 тыс. единиц уникальных экспонатов, которые представляют значительную ценность для России. Среди самых ценных экспонатов — коллекция предметов из раскопок на Ананьинских могильниках, античная коллекция золотых монет, древнейших свитков, рукописных книг и мемориальных вещей деятелей татарской литературы. Под сводами музея хранятся экспонаты, связанные с естественными науками, археологией, этнографией, культурологией, историей, литературой и музыкой.

белуга

 

 

 

 

 

 

Уникальное чучело белуги (длина – 417 см, вес – 960 кг,

возраст – около 80 лет) 

Путешествуя по старинному центру Казани, мы побывали на красивейших улицах и площадях, услышали рассказанные экскурсоводом многочисленные истории и легенды, связанные с тем или иным местом. Посетили Богородицкий монастырь, где хранится список XVII века самой почитаемой православными христианами Казанской иконы Божьей Матери. Казанская икона Божьей Матери, значение которой невозможно переоценить, — очень сильный образ, который испокон веков защищал русскую землю от иноземных захватчиков. Перед ней молились не только простые люди, но и князья, цари. С этой иконой связывали не только исцеления физические и духовные, но и множественные победы над врагами земли русской.

Она является Путеводительницей, указывающей правильный путь. Также икона Казанской Божьей Матери является венчальным образом, которым благословляют молодых, защищают их брак. Молитва перед этой иконой поможет каждому, кто просит от всего сердца. С нее делали списки и рассылали по церквям. Найдена она была маленькой девочкой Матроной после сильного пожара в Казани в 1579 году. Во сне ей пришел образ Богоматери и велел ей вместе с мамой пойти на место пожара и найти там икону. Но, как неожиданно икона появилась, так и исчезла. В 1904 году она была украдена, и ее местонахождение до сих пор неизвестно.

казанская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также мы побывали в Петропавловском соборе, который является ценнейшим архитектурным памятником и одним из духовных символов Казани. Православная жемчужина – именно так называют Петропавловский собор. Отстроенный на возвышенности, величественный и по-особому красивый, этот храм отличается уникальным убранством. Его посещали практически все императоры и императрицы России, многие государственные или общественные деятели. В его стенах бывали А. Пушкин, А. Гумбольдт, даже Александр Дюма. В период своей жизни в этом городе здесь нередко на богослужении пел Ф. Шаляпин.

петропавловский собор

 

 

 

 

 

 

Петропавловский собор

Увидели красивое озеро Казан и расположившуюся на его набережной площадь фонтанов с цветущими яркими тюльпанами, затейливое здание детского кукольного театра «Экият», многочисленные старинные здания и особняки, каждое из которых имеет свою историю и ценность не только для города, но и для республики.

экият

 

 

 

 

 

       

Театр кукол «Экият»

В воскресенье утром мы отправились на пешеходную прогулку по старинным улочкам в центре города – Старо-Татарской слободе, которая расположена в южной части Вахитовского района Казани. Слобода долгое время являлась религиозным и общественным местом татарского населения Казани, районом, где концентрировались торговля, промышленность, татарская культура. Слобода была местом проживания татар, которым было запрещено селиться в черте города (в настоящее время современный центр Казани). Архитектурный облик Старо-Татарской слободы составляют мечети, гостиницы, дома, особняки и усадьбы татарской буржуазии и средних слоев населения, производственные здания. На территории слободы находится самая старая мечеть Казани — это мечеть Аль-Марджани, первая каменная мечеть, появившаяся в Казани с личного разрешения Екатерины II в 1766-1770 годах. Мечеть была построена на средства горожан.

слобода

 

 

 

 

 

 

В Старо-татарской слободе сохранилось много подлинных татарских строений

DSC_0110

 

 

 

 

 

 

Экскурсия по Старо-Татарской слободе

В тот же день позднее состоялась экскурсионная поездка в Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в лесу на берегу живописного озера в 27 км от Казани. Монастырь основан в 17 веке. На территории расположены три действующих храма – Троицкий собор, собор в честь иконы Грузинской Божией Матери (у этой иконы  интереснейшая, просто невообразимая история) и собор в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных, а также во дворе монастыря есть освященный патриархом Алексием II святой источник, где можно набрать вкусной холодной воды. Территория монастыря ухоженная и чистая, утопает в зелени и цветах. Там явно чувствуется атмосфера истории и духовность, ведь Раифский монастырь процветает не первый век.

свияжск

 

 

 

 

 

 

раифа

 

 

 

 

 

 

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Отдельно хочется рассказать об одном из самых уникальных сооружений России, находящемся в поселке Старое Аракчино на берегу Волги неподалеку от Казани. Это Храм всех религий (Вселенский храм). К сожалению, увидеть его мы смогли только из окон автобуса, когда проезжали мимо, возвращаясь из Раифского монастыря. Собственно, этот храм не является религиозным сооружением как таковым, поскольку здесь не проводятся ни богослужения, ни обряды. Это чисто архитектурное сооружение, которое было построено в качестве символа единения всех мировых культур и религий. Этот комплекс сооружений, состоящий из православной и католической церквей, мусульманской и буддистской мечетей, китайской пагоды, синагоги и даже алтарей исчезнувших религий. Идея возведения такого здания принадлежит Ильдару Ханову, уроженцу поселка Старое Аракчино.

Этот казанский художник, архитектор и целитель задумал осуществление данного общественного проекта для того, чтобы подарить людям своеобразный архитектурный символ единения их душ.

вселенский храм

 

 

 

 

  Храм всех религий

 Оно было начато в 1994 году и при жизни его организатора не прекращалось ни на один день. Примечательно, что возведение Храма всех религий в Казани осуществлялось исключительно на деньги обычных людей, собранные в качестве благотворительной помощи. Одно это дает понять, что люди способны объединиться для совершения хорошего, богоугодного дела.

Вечером в тот же день наши туристы побывали на ночной экскурсии «Огни ночной Казани», которая произвела огромное впечатление на всех. Вечерняя столица — сияющая, сверкающая, искрящаяся, кажется ещё прекрасней и таинственней, чем при солнечном освещении. Она встретила нас подсвеченными каскадами фонтанов у татарского драматического театра, яркой подсветкой озера Кабан и реки-протоки Булак, протекающей по центру города.

Очень необычно выглядело в темноте непохожее ни на одно административное сооружение — здание Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан, прозванное казанцами «Дворцом земледельцев».

дворец

 

 

 

 

 

Министерство сельского хозяйства Республики Татарстан

Прогулявшись по ярко освещенной набережной реки Казанки, мы отправились на ее противоположный берег,  где находится так называемая современная часть города, чтобы оттуда полюбоваться ночной панорамой Казанского Кремля. Там большое впечатление произвело на всех необычное здание Казанского ЗАГСа в форме гигантского казана с подсветкой, имитирующей горящий огонь, окруженное статуями барсов и драконов.

загс

 

 

 

 

 

Казанский ЗАГС

Проезжая по ночному городу, мы увидели современные спортивные объекты, построенные к Универсиаде-2013 – здание дворца водных видов спорта в виде набегающей волны, дворца единоборств, огромный экран крупнейшего стадиона Казань-Арена. В завершении экскурсии мы полюбовались шоу фонтанов в парке Горького  (сухой пешеходный светомузыкальный фонтан «Гамбит»). Шоу бывает с 20:00 до 23:00, и мы как раз успели на последние 15 минут, насладились зрелищем танцующих струй воды под музыкальные композиции. По мосту Миллениум, воздвигнутому к 1000-летию Казани, мы вернулись в историческую часть города и отправились в гостиницу.

 

На последний день нашего тура было запланировано посещение Свияжска. Остров-град Свияжск, находящийся в Татарии, известен почти полтысячи лет. Начинался он как крепость. Из истории нам известно, что три похода московских князей на Казань, закончились провалом. Для успешного штурма Казани русской рати необходима была военная база. В 1551 году за несколько месяцев в тылу врага крепость была сооружена, благодаря чему столица Казанского ханства пала. От деревянной крепости того времени до нынешних дней сохранился только Троицкий собор, в котором перед взятием Казани служили молебен в присутствии Ивана Грозного. В настоящее время Свияжск – популярный туристический комплекс в Татарстане. Мы прошлись по его улицам, где увидели множество интересных, затейливо оформленных домиков местных жителей, а также символ Свияжска – это воссозданная по древним рукописям пушка «Девкина голова», лафет которой венчает женское лицо со страшной гримасой, напоминающее мифологическую Медузу Горгону. На небольшой территории Свияжска находится множество храмов. В первую очередь обращают на себя внимание расположенные рядом старейшая деревянная Троицкая церковь, сохранившаяся до наших дней со времен Ивана Грозного, и красивейший собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1989-1906). Купола этого храма видны со всех точек острова.

свияжск2

 

 

 

 

 

Храмы Свияжска

Прогуливаясь по острову, мы посетили «Ленивый торжок» — комплекс исторической реконструкции, где воссоздана жизнь позднего средневековья. Там мы услышали рассказ о вооружении воинов, увидели битву двух облаченных в доспехи воинов, попробовали себя в стрельбе из средневекового лука и арбалета. После обеда в кафе на территории торжка, мы отправились в обратный путь домой.

Подводя итоги поездки, хочется сказать, что, несмотря на холодную ветреную погоду и довольно утомительную дорогу, она была интересной и запоминающейся, оставила множество ярких впечатлений и эмоций, и от лица путешественников мы выражаем искреннюю благодарность председателю райкома профсоюза АПК Вовченко Н.И. и главному бухгалтеру Ерофеевой Г.В. за ее организацию и частичное финансирование.

 

Заместитель Председателя Профкома

ЗАО «Алексеевский Бекон» Сосницкая Ю.Н.,

председатель Профкома

ЗАО «Алексеевский комбикормовый завод» Лемешко А.В.,

 казначей Профкома ЗАО «Агро-Оскол»  Меженская ЛИ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *